четверг, 19 декабря 2013 г.

СПОРТ И ФИЗКУЛЬТУРА

ПРАВОСЛАВИЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. В чем суть освящения колива в пятницу первой седмицы Великого Поста. Проповедь 07.03.2014

Мы все знаем происхождение этого обычая. В субботу первой седмицы Церковь совершает память св. великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали оскверненную императором Юлианом Отступником идоложертвенной кровью пищу, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы). Этим воспоминанием Церковь внушает верующим, что пост угоден Богу и что постящиеся находятся под особым покровительством Божиим. Но мне хотелось бы вникнуть в духовный смысл этого обычая более глубоко. Для нас, современных людей несколько непонятно, что значит съесть идоложертвенное. Для того, чтобы это стало нам понятным, надо вспомнить, с культом каких страстей сопровождалось поклонение идолам. Это страсти БЛУДА ВО ВСЕХ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯХ, ЗРЕЛИЩНОЙ ЖЕСТОКОСТИ, АЛКОГОЛИЗМА, ЧРЕВОУГОДИЯ, НАРКОМАНИИ И КУЛЬТА МАМОННЫ, ТО ЕСТЬ ВЕЩЕЙ И ДЕНЕГ. Это то, что в общем плане мы наблюдаем, например в каком-нибудь ночном клубе, отчасти по средствам массовой информации, по интернету, в киноиндустрии. На самом деле, христианам никакой нет разницы, окропили какую-то пищу чем-то, или не окропили. - Перекрестил и съел. В той ситуации речь шла о том, чтобы не допустить со стороны язычников насмешливого уничижения. Поэтому и нам хорошо было бы показывать миру пример чистоты и целомудренного бытия особенно в дни Великого Поста, но так, чтобы это не было фарисейством, а являлось именно добрым свидетельством, видя которое у людей возникало бы желание этому подражать, а не ассоциации с религиозным фанатизмом. Сейчас это возможно, ведь по сути Православие проповедует очень популярный сейчас ЗОЖ (здоровый образ жизни), но в светской версии это понятие очень узко и в чём-то даже греховно, потому что культ тела и его здоровья становится тоже чем-то вроде идола. Православие же исцеляет человека целостно и прежде всего его душу. Новому поколению людей становится всё более очевидно, что одного фитнеса недостаточно для полноценного наполнения человеческой личности. Нужно нечто большее, чем мускулистая глыба или красивое тело. Аттрактивность личности заключается не в этом, а в способности быть верным, добрым, дружелюбным, интересным, открытым и просто приятным человеком. Но без Бога душу не исправишь и эгоистические наклонности, озлобленность, неприязнь из души не изгонишь никакими тренировками. Это может сделать только благодать Христова в Церкви. И в этом суть нашей миссии....

Священник Алексий Есипов


Для тех православных, кто против спорта

Постановление епархиального собрания 2012 года г Москвы пункт 15. Констатировать успешное развитие церковных молодежных программ: волонтерских, культурно-массовых, спортивных, досуговых. Признать актуальным создание Добровольной всероссийской ассоциации православной молодежи.

ЗНАЧЕНИЕ СПОРТА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

Да конечно. Бывает и такое, что в спорт приходят люди с амбициями и тщеславием. Но надо пахать. И будут поражения.  Человек встречается с жесткой дисциплиной, закаляющей характер и силу воли. Он вступает в отношения с партнерами и учится этике и уважению. Человек растет в спорте как личность. Его молодые амбиции обламываются и он начинает радоваться успехам других и получать урок от своих неудач. Взгляд на спорт как на что-то нам не нужное очень несправедлив. Для многих спорт стал ступенью к вере и активной деятельности в церкви. Спорт дал им силу и характер,  которые им помогли совершить великие дела. Я знаю например священника, который пришел в храм благодаря футболу и своему тренеру. Он сейчас всегда рядом с патриархом. Кстати организовывает футбольные состязания среди семинаристов Можно конечно и повредиться спортом. Ну это во всяком деле может быть.  Даже в молитве. Спорт - это полезный инструмент в умелых и мудрых руках. Как нож. Можно и убить. А можно и хлеб порезать. Но сейчас спорт гораздо более актуален, чем во времена оптинских старцев. Вы не можете оторвать своих детей от компьютеров и планшетов? Ну, а как вы их оторвете, если вы, такой духовный, ругаете спорт и сами сидите в интернете сутками? Какими вырастут ваши дети? Я много таких семей наблюдал. Кто-то из детей далеко и на стороне далече. Кто-то стал монахом и спился. Потому что нет у человека стержня и внутренней дисциплины, которые могут дать либо тяжелый физический труд, либо спорт. Это раньше в деревне подросток был занят со взрослыми хозяйством. А что в городе? Спорт уводит подростков от дурных компаний и губительной для подростка праздности. Дает ему заряд для учебы. И воспитывает. И это нисколько не мешает ему ходить в храм. Скорее даже помогает.  

Священник Алексий Есипов

ФИЗКУЛЬТУРУ В ПОМОЙКУ, "ДУХОВНЫМ" ОНА НЕ НУЖНА

Наши некоторые очень духовные православные кричат нам тут - молитва и труд и никаких физических нагрузок. Это они цитируют святых отцов, которые пахали и строили, а не сидели сутками напролет в интернете и не изображали из себя духовных.

Зачем нам физкультура?

Человек по естеству рассчитан на тяжелый физический труд. Если этого нет, то он болеет. Цивилизация лишила человека естественного труда. Но есть возможность компенсировать это физической культурой. Я лично не вижу никакой причины этим пренебрегать.Кто то говорит про гордость. Это можно пришить любому делу. Но хуже, кода нереализованное мужское естество обабливается, становится инфантильным дегенератом, алкоголиком и наркоманом. Монахи вкалывали всегда. Преподобный Сергий носил воду за много километров и строил и в поле работал. А ну ка как вы? Противники мускулов? Вы много пашете? И о смирении рассуждаете? Посмотрите в глаза Преподобного Сергия. В глаза Пересвета и Осляби. Дмитрия Солунского и Дмитрия Донского? Вы пашете как они? И чему и как вы учите? Смирению? По всей видимости вы ему уже научились в совершенстве)))

Священник Алексий Есипов

МЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВОИНАМИ

Мы должны показывать пример своим детям и нашей молодежи своим здоровым образом жизни. Мужчина должен быть сильным воином. Сильным и духом и телом. Ничто не учит так, как личный пример! Занимайтесь спортом, силовыми нагрузками, кардионагрузками, единоборствами, учитесь вести бои и воспитывайте в себе силу духа! Иначе мы не выстоим, не выживем и исчезнем!
Священник Алексий Есипов

Спорт и православие: изменение тела и духа Верующие в России часто задают себе вопрос, может ли православный христианин быть профессиональным спортсменом? Не губит ли забота о физическом состоянии своего тела духовное развитие? Ведь тело должно служить бессмертной душе, а не наоборот. Православный писатель Виталий Бондарь пишет: "Отношение к физической культуре, к тренировке и закалке тела у многих, мягко говоря, неоднозначное. Налицо ярко выраженные крайности: с одной стороны, безудержный культ и ублажение тела, навязываемые СМИ, с другой - полное пренебрежение к телу, вплоть до отказа от лечения. Такое пренебрежение некоторых православных, возможно, провоцируется культом тела, навязываемым назойливой рекламой, и является как бы ответной реакцией на информационный террор гедонистов".Опасным для христианина является такое увлечение спортом, когда забота о физическом состоянии своего тела перерастает в его культ, пояснил порталу "Православие.ру" священник Сергий Поперечный, настоятель храма Святого пророка Илии в селе Барково Московской области, мастер спорта международного класса по греко-римской борьбе, двукратный чемпион России, обладатель Кубка мира. Священник поясняет, что положительного в занятиях спортом немало: спорт приучает к упорному труду, послушанию, умению во многом себе отказывать, учит быть честным, и просто объединяет людей. Но спорт таит в себе большую опасность для православных - он способен усугубить человеческие пороки и страсти. В спорте такие болезни души, как тщеславие, самолюбие и гордость, очень быстро и качественно развиваются. Приходящий в спорт должен сознавать те искушения и соблазны, которые рано или поздно встанут на его пути. Духовник считает, что спорт нужно оставлять, если это губит душу, если тренировки стали страстью, иссушают душу.Профессор МДА, академик РАЕН Алексей Ильич Осипов в своих лекциях о православии также говорит о том, что в спорте есть большая опасность развития тщеславия, зависти, неприязни и даже ненависти. "Как бы занимаясь спортом поменьше заниматься соревнованиями? Именно в соревнованиях с огромной силой начинают проявляться эти отрицательные стороны", - говорит православный лектор. "Конечно, молодым спорт требуется. Но лучше бы заниматься тем, где нет прямого столкновения человека с человеком. Надо всячески смотреть за собой, не развивать эти дурные качества", - советует Осипов. На официальном сайте Храма святителя Василия Великого протоирей Валериал Кречетов пишет: "Воистину, чистому всё чисто". С духовной точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги и физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться, говорит он. Любой атлет способен во время тренировок читать молитву: "Господи помилуй!". Именно так и вели себя святые: пока они работали физически, их ум непрестанно творил молитву. Таким образом даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой.Святитель Феофан Затворник в своих писаниях советует людям умственного труда заниматься гимнастикой, советуя прочитать книжку того времени о "комнатной гимнастике", где приводятся различные упражнения для рук, ног, туловища, шеи и головы. Феофан Затворник рекомендует заниматься гимнастикой, чтобы бороться с праздностью и развивать в себе волю.Святитель Василий епископ Кинешемский писал: "Цель гимнастики состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого". Православный епископ соглашался с необходимостью тренировок тела. Он писал: "…всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость".Святой Алексий Мечев говорил, что когда приходят дурные мысли, надо молиться, читать священные писания, а также заниматься физическими упражнениями.В заключение приведем слова Федора Емельяненко. Фигура Емельяненко, который известен своей православной верой, парадоксальная: четырехкратный чемпион мира по смешанным единоборствам в тяжелом весе - человек тихий и скромный в обычной жизни. Емельяненко неоднократно говорил, что во время боя не чувствует агрессии по отношению к противнику. "Мне кажется, верующий человек по-другому просто не может", - говорит он. "Если Господь поставил меня заниматься этим делом, значит, я должен делать его максимально хорошо. Если бы по профессии я был сварщиком, старался бы варить по высшему разряду. В спорте признак максимального результата — это победа. Она важна не сама по себе, это свидетельство того, что ты сделал все до конца. Ведь о нас, православных христианах, будут судить по нашим поступкам. Мы всё должны делать во славу Божию. А делать что-то во славу Божию спустя рукава мы не можем себе позволить", - поясняет свою православную позицию Федор Емельяненко."На нас, спортсменов, обращает внимание молодежь. Когда я был подростком, я ни разу не слышал, чтобы кто-нибудь спортсменов, за которыми я следил, вообще каким-то образом о Боге заговорил. Все они, как правило, говорили только о себе, о своих достижениях и обидах. Собственное "я" стояло выше всего остального. Думаю, что если бы хотя бы один из них сказал однажды: "Я благодарен Богу за победу", многие мальчишки, их поклонники, в том числе и я сам, о чем-то задумались бы. Мышление молодых людей поменялось бы, они повернулись бы к Богу", - говорит он в своем интервью для православного издания "Фома".

Комментариев нет:

Отправить комментарий